Давайте немного поговорим об эмоциях детей!

В первые года жизни эмоции носят безусловный характер. Они формируются на базе инстинктов. Первые эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей малыша( улыбка, плач, гнев, страх). А потом происходит чудо!!! Малыш начинает копировать мимику родителей. Затем он, как маленький звереныш (ведь работают инстинкты), определяет эмоции и настроение родителей по мимике. И это неспроста! Ведь в мире животных жизненно необходимо быстро определять кто друг, а кто враг!

Кстати, очень важно для мам знать, что такое «комплекс оживления» у малышей! Ведь именно он позволяет на первых порах диагностировать особенности в развитии малышей (до 6 месяцев).

Комплекс оживления - это эмоционально-двигательная реакция малыша на взрослого. Сначала это фиксация взгляда на улыбнувшейся маме, отвлечение на вдруг пришедшего папу, потом гуление. И не просто гуление! Он как будто ведет с Вами диалог! И, конечно, ведет!

Итак, значит самое важно до двух лет набрать полную копилку эмоций! Разных!!! Нет плохих и хороших эмоций, они просто есть!

К году у деток происходит усложнение эмоциональной сферы. Они узнаю не только родителей, но и других близких людей, понимают запреты, но пока им еще не могут следовать им. Само приятное для мам - это то что у малыша появляются разные виды гуления, криков на неудовлетворение его потребностей. И мама с успехом в них разбирается! 

К двум годам дети не просто показывают и понимают свои простые эмоции. Но теперь у них они усложняются еще больше! Детки приобретают сострадание, они умеют жалеть и переживать. Становятся более чувствительные к эмоциям родителей, лучше их понимают. Все это обусловлено накоплением собственного эмоционального опыта.

Но это еще не все! С самого рождения родители играют с ребенком. Это называется предметная игра, простое манипулирование с предметами: бросить, взять, постучать, конечно же, попробовать на вкус!

Так вот, к двум годам дети умеют уже следовать правилам, могут играть со своими сверстниками. И вот это взаимодействие в игре - самое интересное! Тут происходит невероятное развитие эмоциональной сферы. Ребенок знакомится с новыми эмоциями, которые раньше он не мог испытывать - заимствованные эмоции - спортивный азарт или эмоции самопожертвования.

Сначала, конечно, малыш испытывает эмоции удовольствия только от конечного результата игры, но потом, наблюдая за родителями, за своими ощущения, он обнаруживает, что можно испытывать удовольствие от самого процесса!  

И тут еще кое-что новенькое! Испытывая какую-либо эмоцию, ребенок обнаруживает, что ее можно сохранить. А значит ее можно и воспроизвести. И тут появляется способность к предвосхищению эмоций! Ребенок ожидает какого-то события и испытывает приятные эмоции, конечно, в этом ему помогают родители. Они говорят об этом событии, показывают свои эмоции и тем самым учат малыша делать так же!

И вот, они уже умеют сопереживать, определять эмоции, понимать, предвосхищать и вроде бы все? Конечно, нет! Самое приятное - это фантазирование.

В процессе чтения книг, разговоров с родителями, игр, просмотра мультиков у ребенка накапливаются образы разных животных и предметов. В добавок, все это хорошенько сдобрено эмоциями. И ребенок превращается в чудесного кулинара! Он начинает фантазировать и испытывать новые эмоции.

Эмоциональная сфера снова усложняется.

Теперь зная особенности развития эмоциональной сферы детей до 2,5 лет можно выделить самое важное, чем может помочь мама ребенку:

  1.  На первых порах – это активная мимика родителей, любое обращение к малышу сопровождаете мимикой и положительными эмоциями.
  2. Давайте малышу возможность испытывать все эмоции. Не надо ему «помогать» запретам на проживание эмоции, лучше поддержите его, помогите пережить эмоцию.
  3. Рассказываете ребенку о своих эмоциях. Допустим, «Мама сегодня устала, мама много работала». Это можно говорить малышам уже с 1,5 лет, чем раньше вы станете рассказывать ему про разные эмоции, тем раньше он сможет их распознавать и понимать.
  4. И самое важное!! Эмоциональная сфера семьи должна постоянно подпитываться совместными играми, прогулками и событиями. Включайте папу в игры, он тоже хочет играть с малышом, помогите ему научиться.